«Сквер имени В.П. Пуганова»
Маршрут разработан для детей 4-6 лет.
По данному маршруту вы можете совершить как пеший поход, так и автомобильный.
Продолжительность по времени: 1-1,5 часа.
Адрес: Брестская область, г. Кобрин, ул. Первомайская, сквер им. В. П. Пуганова
Описание маршрута: в сквере заложена братская могила советских воинов. Там захоронены 174 воина, погибшие в годы Великой Отечественной войны. А также установлены надгробия генерал-майору Виктору Павловичу Пуганову и Герою Советского Союза летчику, старшему лейтенанту Арсению Ивановичу Морозову. Установлен памятник− скульптура солдата.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
Сквер был создан в начале 50-х годов, были высажены деревья и заложена братская могила для воинов, погибших на территории Кобринского района. Имена захороненных воинов высечены на шести плитах. А в 1959 году был установлен в сквере памятник в виде скульптуры солдата с венком в руке, скорбно склонившего голову над братской могилой.
Также здесь отдельно установлены надгробия командира 22-й танковой дивизии генерал-майора Виктора Павловича Пуганова, руководителя и участника боевых действий на Кобринщине, погибшего в 1941 году. И старшего лейтенанта, заместителя командира эскадрильи 149- го Краснознаменного Померанского истребительного полка, Арсения Ивановича Морозова, Героя Советского союза, кавалера двух орденов Красного Знамени, погибшего в 1944 году.
Это священное место является только сквером. Закреплен сквер за ГУО «Средняя школа №2 г. Кобрина». Педагоги и учащиеся школы постоянно за ним ухаживают и проводят в этом месте торжественные мероприятия.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Имя Виктора Пуганова тесно связано с героической защитой Кобрина в первые дни Великой Отечественной. 23 июня 1941 г. дивизия под командованием генерал-майора Виктором Пугановым держала оборону к северо-западу от районного центра. После мощной артподготовки немецкие танки начали наступление на город. Красноармейцы стояли до последнего. Генерал Пуганов погиб, защищая город. Спустя годы именем героя были названы сквер и улица в Кобрине.
Здесь же нашел упокоение и 22-летний герой Советского Союза летчик Арсениий Морозов. Талантливый летчик — истребитель погиб в неравном воздушном бою в июле 1944 года. Морозов ещё с детства мечтал был лётчиком. Его знали в штабах армии и фронта, доверяли самые ответственные задания. Он был любимцем полка, дивизии, душевным человеком, бесстрашным командиром и лётчиком. Последний и тяжёлый бой Морозова был 27 июля в небе Брестчины. Это был не первый неравный бой. Его самолёт оказался окружённым. Морозов мог уйти, но принял бой, бил самолёт врага и сам был тяжело ранен. Несмотря на тяжёлую рану, он нашёл в себе силы и посадил самолёт в поле «на живот» без шасси. А когда подбежали люди, Морозов был уже мёртв.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ВОЕННУЮ ТЕМАТИКУ
А. Гайдар «Поход»
Ночью боец принес повестку. А на заре, когда Алька еще спал, отец крепко поцеловал его и ушел на войну – в поход.
Утром Алька рассердился, зачем его не разбудили, и тут же заявил, что и он хочет идти в поход тоже. Он, вероятно бы, закричал, заплакал. Но совсем неожиданно мать ему в поход идти разрешила.
И вот для того, чтобы набрать перед дорогой силы, Алька съел без каприза полную тарелку каши, выпил молока. А потом они с матерью сели готовить походное снаряжение. Мать шила ему штаны, а он, сидя на полу, выстругивал себе из доски саблю. И тут же, за работой, разучивали они походные марши, потому что с такой песней, как «В лесу родилась елочка», никуда далеко не нашагаешь. И мотив не тот, и слова не такие, в общем эта мелодия для боя совсем неподходящая.
Но вот пришло время матери идти дежурить на работу, и дела свои они отложили на завтра.
И так день за днем готовили Альку в далекий путь. Шили штаны, рубахи, знамена, флаги, вязали теплые чулки, варежки. Одних деревянных сабель рядом с ружьем и барабаном висело на стене уже семь штук. А этот запас не беда, ибо в горячем бою у звонкой сабли жизнь еще короче, чем у всадника. Художественные произведения на военную тематику
И давно, пожалуй, можно было бы отправляться Альке в поход, но тут наступила лютая зима. А при таком морозе, конечно, недолго схватить и насморк или простуду, и Алька терпеливо ждал теплого солнца.
Но вот и вернулось солнце. Почернел талый снег. И только бы, только начать собираться, как загремел звонок. И тяжелыми шагами в комнату вошел вернувшийся из похода отец. Лицо его было темное, обветренное, и губы посеверелись, но серые глаза смотрели весело.
Он, конечно, обнял мать, и она поздравила его с победой. Он, конечно, крепко поцеловал сына. Потом осмотрел все Алькино походное снаряжение. И, улыбнувшись, приказал сыну: все это оружие и амуницию держать в полном порядке, потому что тяжелых боев и опасных походов будет впереди на этой земле еще немало.
А. Барто «В дни войны»
Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
И. Карпов «Мальчики»
Уходили мальчики - на плечах шинели,
Уходили мальчики - храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где - не знали сами...
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики - стиснув автоматы.
Повидали мальчики - храбрые солдаты -
Волгу - в сорок первом,
Шпрее - в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года
Кто такие мальчики нашего народа.
С. Маршак
Мне рассказывал смоленский
Паренек:
- В нашей школе деревенской
Шел урок.
Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.
Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.
Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.
И сказал учитель:
"Фразу: "Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."
Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: «От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!»
Пословицы и поговорки о войне
- О войне плохо слышать, а тяжелее видеть.
- Война не лечит, а калечит.
- Войной да огнем не шутят
- На войне нет правил на все случаи.
- Война не оставит камня на камне.
- Война хуже чумы.
- Хорошей войны не бывает.
- Война пули не считает.
- Важно не крепость взять, а войну выиграть (М. Кутузов).
- Чтобы успешно воевать, надо много знать.
- Воевать — Родину защищать.
- Война есть зло, а мир — благо.
- Война кровь любит.
- Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
- Войны хорошей, тяжбы доброй не бывает.
- Где герой пал, там курган встал.
- Война всегда боль несет. (белор)
- Кто на войне был, тот много видел. (морд)
- Весть о войне пролетит как пуля. (морд)
Игры на военную тематику
Подвижная игра «Попади в цель»
Цель: закрепить умение метать предмет в вертикальную цель.
Задачи:
- развитие внимания, наблюдательности, меткости и глазомера;
- развитие умения работать в команде;
- развитие настойчивости в достижении результата;
Оборудование: щит, мячи, бумажные самолетики, мешочки с песком, снежки, шайбы, клюшки.
Использование игры: в самостоятельной деятельности, на улице.
Варианты игры: дети с мешочками для метания или небольшими мячами (бумажными самолетиками, снежками и т. п.) располагаются перед стеной со щитом и выполняют игровые действия. Обговаривается цель, в которую нужно попасть – большие круги, либо малые.
Дидактическая игра «Военные профессии»
Цель игры: воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к Вооружённым Силам Республики Беларусь.
Задачи:
- обогатить и систематизировать знания детей о военных профессиях;
- воспитывать уважение, признательность к людям военных профессий;
-развивать зрительную память, внимание, логическое мышление, наблюдательность, самостоятельность.
Ход игры
Предложите ребёнку назвать военные профессии:
- Этот солдат управляет огромным танком, значит он …танкист.
- Этот солдат обезвреживает снаряды, значит он …сапер.
- Этот солдат служит в десантных войсках, значит он … десантник.
- Этот солдат охраняет границу, значит он … пограничник.
- Этот солдат служит на подводной лодке, значит он … подводник.
-Этот солдат защищает воздушные границы нашей страны, значит он …летчик.
-Этот солдат служит в армии и играет на музыкальных инструментах…рядовой музыкант.
- Этот солдат оказывает медицинскую помощь… военный врач.
- Этот солдат передает информацию… связистка.
- Этот солдат истребляет воздушные границы… истребитель.
- Этот солдат варит вкусный обед…повариха.
- Этот солдат самый молодой в полку… суворовец.
Дидактическая игра «Составь карту»
Задачи: закреплять знания детей о карте Беларуси; развивать зрительную память; воспитывать гордость за нашу Родину.
Ход игры:
Для проведения игры требуется предварительная работа по ознакомлению дошкольников с картой Беларуси, картой области, города и т.д.
Цветную физическую карту Беларуси формата А4 разрезать на 6-8 частей (в зависимости от возраста детей) и предложить составить из частей целую карту страны.
Усложнение: собрать карту на время.
разгарнуць » / « згарнуць